УДК 271.2
Полуянов В.П. (д-р хим. наук, профессор, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Россия)
Православие и цивилизация современного мира
Анализируется трагическое противоречие между потребительской направленностью массового сознания, этикой гедонизма, которые характерно для постиндустриального общества. Рассматривается демографическое неблагополучие, духовное возрождение, поиск трансцендентного смысла бытия и цивилизация современного общества.
Ключевые слова: цивилизация, общество, духовность, православие, опасность, рынок.
Полуянов В.П. Павослав’я і цивілізація сучасного світу
Аналізується трагічне протиріччя між споживчою спрямованістю масової свідомості, етикою гедонізму, які характерний для постіндустріального суспільства. Розглядається демографічне неблагополуччя, духовне відродження, пошук трансцендентного сенсу буття і цивілізація сучасного суспільства.
Ключові слова: цивілізація, суспільство, духовність, православ'я, небезпека, ринок.
Poluyanov V.P. ORTHODOXY AND CIVILIZATION OF THE MODERN WORLD
The tragical contradiction between a consumer orientation of mass consciousness, ethics of hedonism which it is characteristic for a postindustrial society is analyzed. Demographic trouble, spiritual revival, search of transcendental sense of life and a civilisation of a modern society is considered.
Keywords: a civilisation, a society, spirituality, Orthodoxy, danger, the market.
Актуальность. Исследования обусловлены необходимостью осмысления проблем цивилизации современного мира в воззрениях православия.
Цель работы. Выявление и раскрытие противоречия постиндустриального общества, который состоит в конфликте между технократически регулируемыми экономическими и социальными структурами, а также гедонистической ориентируемой этикой поведения современных людей.
Практическая значимость. Дальнейшая разработка и конкретизация ключевых категорий философии как «цивилизация», «культура», «культурно-цивилизационная система» и «культурно-цивилизационное взаимодействие» с позиции диалектики. Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе, преподавании цикла спецкурсов и курсов по выбору.
Научные исследования. В данной работе исследуется система цивилизации современного мира, духовность и процессы, которые происходят в обществе.
Задачи. Рассматриваются наиболее важные вопросы цивилизации современного мира и духовные проблемы общества.
Глобализм породил идею о возможности нового типа власти и практику ее осуществления. Современная информационная техника ставит под угрозу не только свободу людей, но и само выживание человечества. Эволюция современного мира предъявляет все более возрастающие требования к развитию интеллекта, воли, творческих способностей человека и личностных качеств. Бесконечное повышение жизненного комфорта человека является главной целью его существования.
Сегодня главное противоречие постиндустриального общества состоит в конфликте между технократически регулируемыми экономическими и социальными структурами, а также гедонистически ориентируемой этикой поведения современных людей [5].
Физическая изнеженность - это лишь первое следствие технологизации общества, которое необходимо учитывать. Волевая, морально-психологическая и умственная изнеженность, которая проявляется в безответственности, равнодушии и безалаберности является вторым следствием. Таким образом, глобальная личность становится чуждой, враждебной ей силой и не способна далее обеспечивать ее поступательное развитие. Следовательно, получается налицо - тупиковый путь.
Надо иметь ввиду то, что мы грешные люди живущие на нашей земле должны коренным образом пересмотреть свои отношения к окружающей природе и техногенно - потребностной цивилизации. Необходимым условием для существования глобальной личности, которая ориентирована на изнеженность и комфорт в последствии становится жесткое разделение населения планеты на две неравные части: «избранное меньшинство» и «отвергнутое большинство». Следует отметить, что стратегия такого рода мироустройства деструктивна и трагически опасна.
К совершенствованию и более устойчивому развитию способно только общество индивидуальностей. Только гетерогенность человечества и его дифференцированность по интеллекту и другим качествам обеспечивают выживаемость. Поэтому они являются объективной основой для специализации людей по роду и направлению занятий, а также помогают им приспосабливаться к самому широкому диапазону требований развития. Стереотипизация мышления и стандартизация оценок, унификация стиля и образа жизни делают человека не способным к адекватной реакции на эти требования развития. Для бесперебойного функционирования и преуспевания транснациональных корпораций удобно и желательно унифицированное рыночное пространство, где становится наиболее приемлем инфантильно - потребительский образ жизни. Обезличенные люди в настоящее время подаются различным влияниям. Таким образом, транснациональным корпорациям обеспечено прогнозируемое будущее человеческого общества.
Давно уже совершил Запад «подмену пафоса святынь на банальность интереса» [3], где растворил свои духовные и культурные архетипы в «культуре туловища» и культе слепых страстей, а также в бездуховной этике безудержного гедонизма. Демографическое неблагополучие присутствует сегодня, как результат духовного вырождения. Это культура не жизни, а смерти. Она не дает объяснения, ради чего и как жить, а замыкает человеческое бытие в пространстве того, что купить и чем насладиться. Гримасы западноевропейской цивилизации можно увидеть в окружающем нас мире.
В своем развитии буржуазное общество обнаружило тенденцию к тотальному господству эквивалентного стоимостного обмена, который проник во все поры своей жизнедеятельности контрактно - рыночных отношений. Рынок - это один из главных факторов социальной динамики. Контрактно - рыночная организация социальных и индивидуально -человеческих связей по многим показателям находится в антагонистическом отношении к системе духовного интеллектуального развития человека. Это обстоятельство было замечено в XIX веке многими теоретиками социализма. Тотальное господство рынка означает в моральном отношении полную метаморфозу человеческих норм поведения и ценностей. В этом случае происходит отказ от таких понятий, как социальный долг, ответственность, любовь, сострадательность, сопричастность и всякая бескорыстность [4]. Современный либерализм стремится расчистить место для тотальной экспансии экономических отношений и полностью утвердить диктат идеологии экономизма в жизни современного общества.
Традиционные моральные нормы и ценности, веками лежавших в основе образования коллективного социального опыта как живого фактора кооперации и взаимопонимания людей, вытесняется из сферы человеческих отношений. Это неизбежно обернется утерей социальной энергетики, т.е. гуманитарной составляющей без чего всякие социальные практики вырождаются, а социальные институты мертвеют.
Современный мир отбивает у людей охоту и способность ко всякому бескорыстию. Это может привести к утрате готовности людей дарить миру плоды своего таланта, инициативного усердия и вдохновения. Данное общество, формирует человеческий тип, который ориентирован на индивидуалистическую «мораль успеха» и рискует утратить способность к обеспечению надежной работы своих социальных институтов. Проводя жизнь в развлечении и прожигании, человек постоянно пребывает в опасении вложить что-либо без отдачи, передать или сделать лишнее, тем самым он неизбежно окажется не способным к активному социальному действию.
Буржуазному обществу не удавалось утвердить тотальный эквивалентно - рыночный обмен. В рамках традиционной цивилизации был сформирован до - и внебуржуазный социальный капитал, которым продолжало пользоваться общество.
Анализируя данную проблему, Панарин А.С. писал: «Сегодня уже доказано наукой, что полноценное дублирование природы технически сконструированными агрегатами невозможно, как невозможно описание бесконечного на языке конечного. Но энергетика семейного чувства – это та же природа, таинственное космическое тело, не дающее угаснуть жизни. Можно ли это природное тело полноценно заменить системой экономического баланса, где колонки «расход» и «приход» заполняет холодная рука бухгалтера?» [8].
Свой «человеческий материал» индустриальное общество добывало из недр совсем другого источника, т.е. деревенской космоцентрической культуры. В прошлом выходец из деревни, а теперь активный субъект западноевропейской индустриализации, несший колоссальный заряд энергии и нерастраченной силы, питавший промышленность и другие виды деятельности. Он в основном уступил место новому социальному типу - усредненному продукту городской массовой культуры. Вот этот новый тип человека - дитя общества потребления, который охвачен ныне распространенной в богатых странах болезнью – дефицит энергии [6].
Технобюрократическая система капиталистического общества в течение двух с половиной веков работала на угасание и укрощение природного эроса. Промышленная система обнаружила утрату самого дефицитного - питающую человеческую энергию. По мере того, как народный крестьянский тип укрощался, темпы промышленного роста стали падать, а производство все больше обретало черты фабрики суррогатов. Промышленная сублимация природного этноса, наблюдалась в первом и во - втором поколении индустриальной эры [8].
Вооруженные соответствующими знаниями и квалификацией горожане третьего и последующих поколений оказались дезадаптированными. У них появилось чувство отвращения к любой работе, которая требует усердия и усилий. Техническая цивилизация стала настойчиво и последовательно добиваться от вчерашних крестьян машиноподобия, что достигла своей цели.
Вследствии чего, западная цивилизация вынуждена теперь во всевозрастающих масштабах импортировать из «отставших» стран промышленную рабочую силу и творческий интеллект. Сегодня по многим признакам на наших глазах заканчивается история цивилизации как спонтанного и бескорыстного дарения. Человек не способный к дарению, а готов давать только то, что заранее оговорено и оплачено.
Он перестает рожать детей. Во многих сферах общественного производства идет процесс сокращения все, что не сулит немедленной окупаемости и выходит за рамки забот о прибыльности. Фундаментальной науке наносится целенаправленный удар. Она не может быть оправданна по критериям рыночной рентабельности.
Общество уже не знает спонтанных проявлений человеческой энергии. Все должно быть заранее организовано, инвестировано и оплачено. Так как организация и инвестирование всегда запаздывают, то хаос неизменно идет впереди этой системы, на шаг ее опережая.
Сегодня главная проблема цивилизации - иссякание источников стихийной человеческой энергии, которая связана с механизмами дарения [8].
Западноевропейская цивилизация основана на идеологии неограниченной потребительской психологии, которая сама вступает в кризисное состояние, навязывая всему человечеству бесперспективный и тупиковый путь. Современный мир вступает в полосу беспорядка, нарастающих рисков и новой хаотизации. Мировой порядок, который существует сегодня, все чаще называют «новым мировым беспорядком».
В настоящее время исследователи с нарастающей тревогой заговорили даже об экспансии нового варварства, неоварваризации. Так, Гаджиев К.С. утверждает, будто мы становимся свидетелями пришествия варвара в новой ипостаси - нового цивилизационного варварства. Если в прежние времена варвары приходили с отсталой периферии цивилизационного мира, то сегодня одним из магистральных направлений развития мира «является движение цивилизованного варварства с Запада на Восток» [1].
Джохадзе И. пишет: «Эволюция социального характера буржуазного homo civilis, выражающаяся в инверсии таких специфически модернистских качеств субъекта, как любознательность, целеустремленность и здоровый скептицизм, в постмодернистскую всеядность, рассеянность внимания и равнодушие, отражает, по всей видимости тенденцию общей дегенерации и культуры и планомерной трансформации «современного» (либерально - демократического) общества в общество «постсовременное» (тоталитарно -демократическое)» [2]. У каждого здравомыслящего человека - печальная действительность и деградация должна вызывать тревогу.
Некоторые исследователи, базируясь на различных моделях развития общества предсказывают глобальные финансовые, экономические, политические и военные конфликты на межцивилизационной или межэтнической основе, способные поставить под вопрос дальнейшее развитие человечества. Они считают эти грядущие потрясения необходимыми для изменения нынешней тупиковой модели цивилизационного развития [7].
В силу комфортной укорененности, Запад не чувствителен к духовным проблемам современности. Существующее положение вещей его устраивает. Настоящее – сфера его торжества и успеха. Поэтому инициаторами нового цивилизационного поворота могут стать только народы, которые еще не доконца развращенные инструментально-потребительской, искусственно-технической цивилизацией, сохранившие элементы органической жизни и обладающие мощным ценностно-духовным потенциалом, устойчивыми и достаточно развитыми культурами. Вирусу потребительства, ориентациям на иждивенчески – паразитарный образ жизни и мобилизоваться для творческой альтернативы безумства мира сего, утверждения ценностей духовно-экологической цивилизации могут противостоять только мощные народы на нынешней развилке исторических путей. Этим народам бесполезно соревноваться с Западом на рыночно - конкурентном поле, ведь они и все человечество вместе с ними здесь проиграют. Может получиться так, что технически и экономически неимущие люди смогут утвердить себя в качестве духовно имущих. Они испытывают настоятельную потребность в новом сознании, новых формах социального бытия и им есть, что сказать миру.
Для нас будет поучительно одно из современных атеистических определений духовности: «Духовность – это деятельность сознания, направленная на поиск смысла жизни и своего места в ней, на определение добра и зла для оценки событий, людей и руководства к действию». В этом определении религиозные основы духовности проигнорированы. Следовательно, реальная духовность в этом случае подменена на электическую смесь, из некой естественной нравственности и душевно-психологических проявлений сознания.
Общество не осознает грозящую опасность и необходимость реальных действий, чтобы дать ответ на жесткие вызовы современности и на зов биосферы о ее спасении.
У подавляющего большинства людей сформировано хищное прогрессистское сознание, которое превратилось в тоталитарную идеологию с набором своих понятий - символов - «экономический рост», «экономическая эффективность», «ускоренное развитие», «коэффициент полезного действия» и т.д. В результате чего, человечество все чаще демонстрирует свою неспособность не только принять, но и понять вызовы сегодняшнего дня.
Пришло время ставить вопрос о спасении мира. Необходимо будить людей, чтобы они проснулись раньше того времени, когда ситуация станет определенно необратимой и стучаться в запертую дверь, пока она не откроется. Не ради славы и успеха, а ради будущего мира.
Литература
1. Гаджиев К.С. Масс. Миф. Государство. – «Вопросы философии». 2006. № 6. – С. 15
2. Джохадзе И. Массовое общество и демократический тоталитаризм: свобода без выбора. – «Логос». 2005. № 6. – С. 167
3. Козин Н.Г. Есть ли будущее у Запада? – «Свободная мысль».2005. № 4. – С. 199
4. Кирвель Ч. Проблемы духовного вакуума. «Свободная мысль». 2008. № 6. – С. 174
5. Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2000. – С. 375
6. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности. М., 1999. – С. 197
7. Пантин В.И., Лапкин В.В. Философия исторического прогнозирования: ритмы истории и перспективы мирового развития. М., 2006. – С. 435 – 436
8. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2002. – С. 91, 97, 114
© Полуянов В.П., 2010