АНТРОПОЛОГІЯ ТА АКТУАЛЬНІ
ПРОБЛЕМИ СУЧАСНОСТІ
УДК 130.121+122
(аспирантка кафедры теории культуры и философии науки
ХНУ имени В.Н. Каразина)
ТОЛКОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРОРОЧЕСТВ
Статья предлагает четыре способа понимания религиозных пророчеств. Во-первых, пророчество может быть понято как описывающее реальные события, которые исполнятся в действительности. Во-вторых, каждое религиозное пророчеством обладает своим особым сакральным временем, а, следовательно, благодаря циклическому времени, заключённому в нём, содержит в себе прошлое, настоящее и будущее одновременно. В-третьих, пророчество содержит в себе, своего рода, мистерию и, следовательно, является одновременно носителем некоего знания, т.е. религиозное пророчество – осколок примордиального знания, поиском которого заняты традиционалисты. И, в-четвёртых, нельзя игнорировать тот факт, что пророчество – это передача послания от божественной сущности пророку, поэтому из этого вытекает понимание пророчества как индивидуального мистического (эзотерического) опыта отдельного человека.
Ключевые слова: пророчество, самоисполняющееся пророчество, эффект Пигмалиона, эзотерический опыт.
Адєєва В.В. Тлумачення релігійних пророцтв
Стаття пропонує чотири способи розуміння релігійних пророкувань. По-перше, пророкування може зрозуміти як що описує реальні події, які виконаються насправді. По-друге, кожне релігійне пророкуванням володіє своїм особливим сакральним часом, а, отже, завдяки циклічному часу, ув'язненому в ньому, містить в собі минуле, сьогодення і майбутнє водночас. По-третє, пророкування містить в собі, свого роду, містерію і, отже, є одночасно носієм деякого знання, тобто релігійне пророкування – осколок прімордіального знання, пошуком якого зайняті традиціоналісти. І, по-четверте, не можна ігнорувати той факт, що пророкування – це передача послання від божественного єства пророкові, тому з цього витікає розуміння пророкування як індивідуального містичного (езотеричного) досвіду окремої людини.
Ключові слова: пророкування, пророкування-самоздійснення, ефект Пігмаліона, езотеричний досвід.
Adieieva V.V. Interpretation of religious prophecies
The article offers four methods of understanding of religious prophecies. First of all, a prophecy can be understood as describing the real events which will be carried out in actual fact. Secondly, every religious prophecy has a special sacred time, and, consequently, because of cyclic time prisoning inside it, contains simultaneously the past, present and future. Thirdly, a prophecy contains some sort of mystery and, consequently, it’s a carrier of some knowledge, i.e. a religious prophecy is a splinter of primordial knowledge which has been searched by traditionalists. And, fourthly, it is impossible to ignore circumstance that a prophecy is a transmission of message from divine essence to the prophet, that’s why prophecy can be described as individual mystic (esoteric) experience of the human.
Keywords: prophecy, self-fulfilling prophecy, Pigmalion effect, esoteric experience.
Автор данной статьи предлагает иную интерпретацию и понимание религиозных пророчеств в обход школ пророческой интерпретации, таких как диспенсационализм, амилленаризм, постимилленаризм, историческая школа, которые, главным образом, спорят о втором пришествии Иисуса Христа и апокалипсисе, т.е. затрагивают непосредственную прямую трактовку пророчеств (не поддавая их никакому сомнению), тогда как автор заостряет внимание не на трактовке, а на понимании, истоках и феномене осуществления данных пророчеств.
Для этого необходимо, во-первых, обратится к этимологии самого слова «пророчество», которое употребляется в Библии и проанализировать его значения, и, во-вторых, из значений вывести четыре способа понимания религиозных пророчеств.
Как пишет М. Симашкевич, всякое пророчество может быть рассмотрено в двух отношениях: с одной стороны, это абсолютное неизменное определение Божественной воли, которое было сказано избранниками Бога; а с другой - это исторический факт, которому предшествовали определённые обстоятельства, и имеющий свои последствия. «Потому что Бог совершал суды свои в роде человеческом и не только на основании своего всемогущества, но и совершеннейшего правосудия, воздавая каждому по делам его и направляя всё к разумной и благой цели, как премудрый промыслитель. В этом последнем отношении возможно и позволительно для человека проникать в тайны домостроительства Божия на земле и, посредством, благоговейных размышлений укреплять свою веру во всемогущего и правосудного Бога и извлекать уроки из своего назидания» [4, стр.98].
Еврейское слово אשׂמ употребляется в Библии в следующих четырёх значениях:
· оно значит тяжесть, груз, ноша (славянское «бремя») в смысле материальном;
· тягость, бремя в смысле нравственном;
· изречение нравственное, наставление, внушение (славянское «наказание»);
· решение, определение, приговор.
Если все эти значение приложить к понятию пророчество, то слово אשׂמ
приобретает следующую трактовку: оно будет значить такой приговор, сказанный пророком от лица Бога, который заключает в себе нечто обременительное и вместе с тем вразумительное. Но, принимая при этом во внимание все древнейшие переводы, толкования и корень слова, полное значение его можно выразить следующим образом – «это есть пророческое видение, или слово, заключающее в себе определение воли Божией о вразумлении грешников посредством наказания и принятое пророком на себя, как некоторое бремя, для передачи его посредством живого слова тому, для кого оно назначено; короче, это есть грозное пророчество о наказании нечестивых» [4, стр. 109-110].
Итак, следуя вышеуказанному толкованию и значениям, мы можем рассматривать пророчества следующим образом:
1. Пророчество – как реальные события, которые исполняются в действительности. И своим исполнением они подтверждают истинность не только своего существования, но также подтверждают наличие некой сверхъестественной сущности, которая «продиктовала» данные пророчества. Специфику реализации пророчеств описывает теория Роберта К. Мертона о самооисполняющемся пророчестве (self-fulfilling prophecy). Одноимённая статья вышла в «Antioch Review» летом 1948 г., однако термин в его прочтении стал известен, благодаря работе 1968 года «Социальная теория и социальная структура», ставшей для Мертона классической. Вот определение самоисполняющегося пророчества, которое он приводит в своей книге Robert K. Merton «Social Theory and Social Structure», New York: Free Press, 1968, p. 477, ISBN 9780029211304 самоисполняющееся пророчество - ложное определение ситуации, вызывающее новое поведение, которое превращает первоначальное ложное представление в реальность. Данная идея была развита Мертоном из классической в социологии теоремы Томаса – «если человек определяет ситуацию, как реальную, то она реальна по своим последствиям» [8].
Если, к примеру, люди начнут полагать, что некий новый вирус, чьё появление были напророчено, приведёт к эпидемии, они собираются вместе на молитву, пытаясь посредством молитвы нивелировать данное пророчество. Однако именно такое большое скопление людей и приводит к массовому заражению, чем и является эпидемия.
Немного другая ситуация, если у нас есть вера в некоего мессию. Здесь работает уже эффект Пигмалиона. Название этому феномену дал профессор Гарвардского университета Роберт Розенталь. Суть феномена заключается в том, что людям свойственно достигать тех высот, которых от них ждут окружающие (и, тем самым, внушают это) [9].
Итак, мы ожидаем прихода мессии, выбираем человека из нашего окружения, или же ждём прихода чужеземца (в зависимости от пророчества), затем вешаем ему ярлык мессии, а дальше человек попадает под действие этого эффекта. От него ожидают становление мессии и исполнение особой миссии, и человеку ничего не остаётся делать, как следовать «своей судьбе», а точнее ярлыку, навешанному ему обществом. В итоге общество обретает мессию, радуется тому, что пророчество древних правдиво и ещё больше укрепляется в истинности своей религии. Однако тут есть подводные камни – избранный мессия может не оправдать возложенной на него мисси. Но тут на помощь приходит вера - если мессия не сформировался, то общество всё равно признает пророчество истинным, только отсрочит его осуществление ещё на пару-тройку десятилетий, а лучше всего – столетий (так будет наиболее эффективно), мотивируя это слабой верой. И, возможно, благодаря всеобщему ожиданию и эффекту Пигмалиона, общество, в конце концов, обретёт своего мессию, и укрепится в истинности общественной веры. Что может быть лучшим доказательством истинности веры, как наглядное осуществление пророчеств, посланных богами, в которых мы верим, и которым каждый день совершаем приношения. Таким образом, любое пророчество, попадая под теорию самоосуществляющегося пророчества и эффекта Пигмалиона, будет описывать реальные события, которые осуществляться в будущем.
2. Во-вторых, если мы имеем дело с пророчеством в рамках определенной религии, т.е. религиозным пророчеством, то оно обладает своим особым сакральным временем (написанное в прошлом, говорит о событиях будущего, или же написанное после уже произошедших событий, и служащее своеобразным напоминанием). Но если во втором случае пророчество поясняет произошедшие ранее события, выступая своеобразным напоминанием, моралью, то в первом - пророчество служит предостережением (если не будут исполнятся определённые действия, то придёт зло, разочарование, гибель общества и т.д. и т.п.). В данном случае пророчество соединяет в себе одновременно три темпоральности – прошлое (т.к. записано в прошлом, или повествует о прошедших событиях), настоящее (т.к. читается оно здесь и сейчас) и будущее (т.к. говорится о результатах, последующих из-за невыполнения предписаний пророчества).
Пророчество можно в данном ракурсе представить как архе К. Хюбнера. Архе – это история происхождения. Когда-то некое нуминозное существо впервые совершило определённое действие, и с тех пор это событие идентично повторяется [6, стр.122]. Хотя К. Хюбнер в своей работе «Истина мифа» не упоминает о пророчествах, отдельные участки его работы приемлемы при анализе пророчеств в данном ракурсе. Особенно представляет собой интерес топологические и метрические различия между мифическим и сегодняшним пониманием времени.
Итак, время в сегодняшнем понимании это: во-первых, время является средой, в которой находятся объекты; во-вторых, каждый из объектов, рассматриваемый как реальный. Находится на некоей точке времени; в-третьих, время описывается как имеющее одно измерение, представленное как прямая, открытая с двух концов, континуум точек; в-четвёртых, согласно широко распространённой точке зрения, время необратимо и имеет одно направление; в-пятых, в нём подчёркнуто и выделено «сейчас» как настоящее, в отличие от других отрезков времени; в-шестых, время представлено как текучее из прошлого в будущее, в том смысле, что прошедшие события больше не существуют, а будущие события ещё не существуют; в-седьмых, посредством разделения времени на годы месяцы, дни, часы, минуты и секунды каждый отрезок получает определённую длительность и для каждого события определено, что следует понимать под одновременностью другого, а именно отдалённого события [6, стр.141]. Естественно, что мифическое время находится в противоречии к данному представлению. Оно, по К. Хюбнеру: во-первых, не является средой, в которой происходят события, а время и содержание времени образуют неразрывное единство; во-вторых, мифические объекты не находятся в определённой точке времени этой среды в том смысле, что они могут быть отмечены на ней, а показывают сами по себе лишь определённую последовательность событий; в-третьих, мифическое время не одномерно, а многомерно, т.к. состоит из профанного и священного; в-четвёртых, священного время укладывается и отображается в профаном времени всякий раз, когда «случается» архе; в-пятых, в силу этого с профанной точки зрения прошлое может постоянно повторяться и возникать в настоящем, как нечто вечное, оно является с профанной точки зрения также и будущим [6, стр.142].
Проанализируем религиозное пророчество, основываясь на мифическом понимании времени. Итак, события, описанные пророчеством, не происходят непосредственно в его среде (в его пространстве) и не привязаны к определённой точке времени (большинство пророчеств описывают будущее, иногда даже «ближайшее» не давая чётких дат, а, описывая события прошлого, апеллируют не к конкретной дате, а к моральной стороне). Пророчество предстаёт как сакральное, а, следовательно, циклическое время, события которого происходят постоянно, не зависимо от времени профанного, это, своего рода, мистерия, которая постоянно проигрывается, благодаря вере в его осуществляемость. Известный исследователь Грэм Гук отмечает, что было много случаев, когда к пророчествам относились как к маленькому театральному представлению, оживляющему ход собрания [2, стр.42].
Таким образом, пророчество присутствует одновременно везде и нигде, оно не в человеческом времени, а в не времени – это и прошлое и будущее, и настоящее одновременно. Пророчество в данном понимании указует на нечто вечное, повторяющееся из поколения в поколение (своеобразное напоминание). А т.к. каждый народ считает себя избранным, и, следовательно, пророчества, ходящие в данном народе, автоматически приобретают статус всеобщности. Т.е. они истинны не только в любой стране, на любой территории, но и в любой исторической эпохе – будь то прошлое, настоящее, или будущее. Поэтому при таком понимании пророчества, религиозная «принадлежность» самого пророчества является не существенной. Будучи созданным в одной религиозной среде, оно автоматически эксплицируется и на другую.
3. Из предыдущего понимания пророчества как сакрального времени, мистерии особого рода, которая не просто постоянно проигрывается, но и как мистерия является проявление определённого знания, вытекает третье понимание пророчества. Пророчество – как носитель особого рода знания, первичного знания. Религиозные пророчества так схожи между собой – битва добра и зла, мессия, освободитель, или само божество представляющее собой свет, добро и его антагонизм, представитель злого начала (антихрист, дьявол, шайтан и т.д.), конец мир (апокалипсис) и т.д. Не является ли это подтверждением чего-то всеобщего, которое наличествовало в незапамятные времена восхода человечества? Своего рода, единой примордиальной Традиции, чьими осколками являются религиозные пророчества древних.
По мнению, традиционалистов (среди которых ярким представителем является М. Элиадэ), древние религии еще хранят в себе следы Традиции, запечатленные в виде эзотерических учений; но постепенно суть этих учений извращается и выхолащивается до такой степени, что они превращаются в орудия борьбы с Традицией и разрушения сотворенной Вселенной [1, стр.323].
Истинное знание сохранилось в древних мистериях, хотя они и отдалились на одну степень от первобытной, врожденной мудрости, представляя только тип, вместо прототипа. Именно, явления природы внешней, временной, вместо действительности природы внутренней и вечной, которой видимый мир есть одно внешнее проявление. С упадком добродетели, который предшествует падению любого народа, мистерии были извращены [5, стр.32].
То же самое происходит и с религиозными пророчествами. Будучи созданными носителями сакрального (эзотерического) знания, доступного только посвящённым, которые обладали понимаем этого знания (т.е. являлись непосредственными репрезентантами и носителями сакрального, эзотерического), в историческом процессе интерпретаций, пророчества стали носителями буквального, профанного, экзотерического знания. И теперь их осуществления ждут с нетерпением сотни тысяч верующих, не понимая (или не имея желание понять), что каждое пророчество говорит шифрами, намёками, символами, метафорами, значение которых было безвозвратно утеряно. Пророчества получают всё новые и новые интерпретации, претерпевают изменения (а вдруг те, кто переписывал, или пересказывал пророчество, допустили какую-нибудь ошибку?) и, с одной стороны, так продлевают себе жизнь, а с другой, давно уже стали своеобразным сдутым мячом, где воздух являл собой частицу примордиальной традиции.
Так как пророчество – это следствие говорения сверхъестественной сущности посредством индивида, который был ранее избран ею, то нельзя недооценивать определённую «индивидуальность» каждого пророчества. Из этого выходит следующее понимание пророчества.
4. Пророчество как индивидуальный мистический (эзотерический) опыт.
Представители рационального знания (философии, науки, разных областей практики) часто понимают эзотеризм как мистику, основания и источники которой не поддаются рефлексии, поскольку получены мистическим и интуитивным путём, без контроля сознания и логики. Для них эзотерическое знание и познание – это не наука, а именно мистика или вера. С их точки зрения, эзотерики в своих учениях излагают не знания о том, что существует на самом деле, а описывают иллюзорную реальность, если и существующую, то главным образом в воображении самих эзотериков [3, стр.144].
До сих пор исследователи не пришли к единому мнению, как различать термины эзотерика, мистика, магия, оккультизм, поэтому часто данные понятия считаются синонимами. Тем не менее, бытует мнение, что история познания мира человеком – история существования параллельного экзотерической и эзотерической концепций. Испокон веков сложившиеся традиции: экзотерики (по натуре, т.е. экзотерическое знание доступно всем и каждому) составляли подавляющее большинство; эзотерики (по призванию, т.е. необходимо иметь с самого рождения определённого рода задатки для занятий эзотерикой) – меньшинство, приближающееся к бесконечно малой величине.
Поэтому философско-религиозные доктрины язычников были разными: одни были призваны удовлетворить интересы людей, занимающихся философией; другие – интересы людей, неспособных осознать глубочайшие таинства жизни. Немногим открывалось эзотерическое или духовное учение, а обычным людям предлагалась буквальная, экзотерическая интерпретация этих духовных учений [5, стр.31].
Обычные люди или полностью игнорируют жизненный пример эзотерика или (что реже) пытаются его понять и даже пойти за ним. В первом случае эзотерика оценивают в лучшем случае как человека странного, в худшем – как сумасшедшего. Во втором – эзотерик рассматривается как пророк, гений, человек, ушедший вперёд в своём духовном развитии. Если события разворачиваются по второму сценарию, творчество и жизненный пример эзотерика входят в культуру, оказывая на неё влияние (как известно, в нашу цивилизацию значительный вклад внесли эзотерически ориентированные религиозные деятели, философы, учёные, художники и пр.) [3, стр.153]. Не следует также упускать из вида, что мы рассматриваем религиозные пророчества, которые желает того индивид, или нет, но навязываются ему извне преобладающей общественной религией. А т.к. главной составляющей любой религии является вера, то в таком ракурсе больше вероятен второй случай, когда индивидуальный опыт эзотерика (пророка), подкреплённый верой сотен людей, прочно укореняется в общественном мировоззрении.
Итак, каким же образом происходит «передача» сообщения от сверхъестественной сущности к человеку?
После дачи законов и института жречества, мы находим три различные модели коммуникации божественной воли, упоминаемые в Ветхом Завете:
· Shechinah – обитель, или же жилище Бога (сидение, или укрытие для ковчега, где благодаря божьей милости херувим передаёт ответы Бога членораздельным голосом);
· Thummim – нагрудная табличка жреца (она была ещё одним стоящим оракулом для консультирования во всех важных случаях, где ответы были заданы посредством видимых проявлений божественной воли);
· Явления посредством видений, снов и вдохновений [7, стр.150-151].
Нас в данной случае интересует третья модель коммуникации. И полученная весть передаётся пророком различными способами: при помощи лирики, прозаического рассказа, в притчах или посредством кратких фраз наподобие прорицаний: нередко используются и литературные формы увещания, диатрибы, судебного диалога, проповеди, писаний мудрецов, богослужебных псалмов, гимнов любви, сатиры, надгробного плача. Эти разнообразные виды восприятия и возвещения связаны с личностью пророка, но в основе их пророческой деятельности есть нечто общее: каждый истинный пророк проникнут сознанием того, что он – только орудие, а произносимые им слова принадлежат одновременно и ему, и не ему. Он непоколебимо убеждён, что принял слово Божье и обязан его передать. Это убеждение основано на таинственном опыте непосредственного общения с Богом. Вступление Бога в душу пророка приводит его как бы в «сверхнормальное» психологическое состояние [2, стр.14].
Таким образом, пророк не только воспринимает «божественное послание» (данный процесс он не в силах контролировать), но и транслирует его в массы (здесь уже выбор за пророком – каким способом передавать послание). Поэтому можно говорить о пророчестве, как о личном эзотерическом опыте пророка. Это субъективный опыт постижения высшей реальности, нахождение контакта с ней, пусть и неосознанно, и попытка передачи данного опыта в зашифрованных посланиях, которыми и являются пророчества, т.к. «пророки – люди божественно вдохновлённые, кто был взращен среди израилитов Иеговой, чтобы стать священниками его осуществления. Кому Бог являет знание тайных вещей, прошлое ли, настоящее, или будущее; и они должны оглашать их другим» [7, стр.157].
Таким образом, данной статьёй было предложено четыре способа понимания религиозных пророчеств. Во-первых, пророчество может быть понято как описывающее реальные события, которые исполнятся в действительности, благодаря теории Роберта К. Мертона о самооисполняющемся пророчестве и эффекте Пигмалиона. Во-вторых, каждое религиозное пророчеством обладает своим особым сакральным временем, а, следовательно, благодаря циклическому времени, заключённому в нём, содержит в себе прошлое, настоящее и будущее одновременно. В-третьих, пророчество содержит в себе, своего рода, мистерию и, следовательно, является одновременно носителем некоего знания, т.е. религиозное пророчество – осколок примордиального знания, поиском которого заняты традиционалисты. И, в-четвёртых, нельзя игнорировать тот факт, что пророчество – это передача послания от божественной сущности пророку, поэтому из этого вытекает понимание пророчества как индивидуального мистического (эзотерического) опыта отдельного человека. Первое понимание, предложенное автором, объясняет процесс осуществления пророчеств, второе показывает, что именно благодаря циклическому времени пророчества, а также идее избранности каждого отдельного народа, божественное послание приобретает статус всеобщности, т.е. оно истинны не только в любой стране, на любой территории, но и в любой исторической эпохе. Третье понимание затрагивает проблему смысла религиозного пророчества и объясняет ажиотаж масс верующих при выходе в свет очередной интерпретации пророчеств. И, наконец, четвёртое, обращает внимание на своеобразную «индивидуальность» пророчеств. Т.к. у каждого пророка был свой стиль передачи божественного послания (притчи, например, или же совершение особых поступков, которые были призваны обратить на себя внимание и задуматься над смыслом послания), то можно говорить, что пророки привносят индивидуальность в пророчества, потому что, выбор того, как передать его массам остаётся за пророком.
Литература
1. Вандерхилл Э. Мистики ХХ века. – М.: Астрель – Миф, 2001. – 526с.
2. Курбатов В.И. Великие пророки и прорицатели мира / В.И. Курбатов. – М.; Эксмо; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006. – 416с.
3. Розин В.М. Природа и особенности эзотерического познания // Философские науки, №4, 2003 – стр.144-157.
4. Симашкевич М. Пророчество Наума о Ниневіи, Екзегетическое изслћдованіе, съ очеркомъ историіи Ассириійскаго государства и историко-критическимъ рћшеніемъ вопроса о происхожденіи книги пророка Наума. – С.-Петербургъ: Типограθия А.И. Поповицкаго и Ө.Г. Елеонскаго, Невский проспектъ, д. Туляковыхъ, №140, 1875. – 342с.
5. Холл П.М. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии / Мэнли П. Холл, пер. с англ. В. Целищева. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 478с.
6. Хюбнер К. Истина мифа / Пер. с нем. И. Касавина. – М.: Республика, 1996. – 448с.
7. Scripture Antiquities: or a compendious summary of the religious institutions, customs and manners of The Hebrew Nation; compiled from the most authentic sources, and designed as an introductory help for the better understanding of the Sacred Scriptures / by the Rev. John Jones. – London: printed for L. B. Seely, 169, Fleet-Street, 1821. – (I-VI), 1-291.
8. Wikipedia: The free encyclopedia [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Self-fulfilling_prophecy
9. Wikipedia: The free encyclopedia [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Pygmalion_effect
© Адєєва В.В., 2009