П.В. Брунько
ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ НЕТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТОВ
У статті розглядаються так звані нові духовні об'єднання, відомі під різними назвами, такими як, наприклад, «новий релігійний рух», «релігії нового століття», «нетрадиційні культи», «нові релігії століття», «тоталітарні секти», «деструктивні секти», «позаконфесійні релігії», і ін. Показується, що вони по своїй суті є далекими від релігії і мають псевдорелігійний характер. Тому уявляється більш прийнятною така загальна назва для нових духовних об'єднань як «неокульти». Ці неокульти можна об'єднати в різні групи залежно від тих чи інших спільних ознак. Автор робить аналіз основних типів відомих нині в Україні й країнах СНД «неокультів», показує передумови того, чому саме такі культи виникають у сучасних умовах.
Ключові слова: культ, секта, релігійна група, нетрадиціна релігія.
Реформирование политических и социально-экономических отношений в Украине вызывает напряженность и в духовно-нравственной сфере. В результате коренных идеологических преобразований религия активно реанимируется. Особую тревогу общественности вызывает широкое распространение в последние 15-20 лет так называемых новых духовных объединений, известных под разными названиями, как: «новое религиозное движение», «религии нового века», «нетрадиционные культы», «новые религии века», «тоталитарные секты», «деструктивные секты», «внеконфессиональные религии», и др. По своей сущности они далеки от религии, имеют псевдорелигиозный характер. Поэтому представляется более приемлемым общее название для новых духовных объединений – «неокульты».
Появление нетрадиционных форм религиозности зафиксировано в США в 50-60 гг. XX в. Затем они широко распространились в странах Западной Европы. Специалистами зарубежных стран достаточно хорошо изучены неокульты, накоплен значительный опыт реагирования на их деятельность у общественности и властных структур [см. 1, с.37-41]. В отношении к неокультам среди зарубежных и отечественных исследователей и специалистов (психиатров, юристов и т.д.) существуют две противоположные позиции. Одни, «антикультисты», выступают против деятельности неокультов, так как привлечение членов происходит без полной и объективной информации о целях организации и ее лидера, без добровольного согласия неофитов на вступление, а путем скрытого механизма «психонасилия». Другие, «правозащитники», считают неокульты не более вредными, чем традиционные религии, а их распространение рассматривают как «альтернативную социализацию», которую молодежь не может найти в существующих традиционных религиях и образе жизни. Попытки же запрета или контроля их деятельности расцениваются как нарушение конституционных гарантий религиозной свободы.
Автор разделяет позицию «антикультистов», так как в Украине, России и других странах СНГ накоплен достаточный материал для определения деятельности псевдорелигиозных неокультов как экспансионистской и агрессивной, деструктивной и чужеродной духовной национально-культурной традиции украинского народа. И не уменьшается, а увеличивается опасность внедрения их в современное общество, потому что главное в деятельности неокультов не духовное развитие личности, а обогащение руководства. Эта деятельность принесла неисчислимые беды не только отдельным людям, но и их семьям и обществу [3, с. 27].
О причинах религиозного и неорелигиозного бума в послевоенный период в США и в странах Западной Европы много написано специалистами-религиоведами, социологами, историками, экономистами, психологами, которые высказывали самые различные точки зрения.
Одни, разделяя людей на сильных и слабых, считают, что слабые в новых религиозных сообществах ищут опору для себя или спасения от одиночества. Другие исследователи полагают, что причиной пополнения новых групп являются различные человеческие комплексы как результат морального и духовного падения, от которых люди пытаются спастись. Третьи видят причину в ущербности, которая заставляет искать утешения в нивелировании личности, что имеет место в неокультах. Таким образом, внимание акцентируется в основном на субъективно-психологических причинах.
В советской литературе также анализировались причины этого феномена. Так, И. Григулевич утверждает что «ответ кроется в самой действительности капиталистического общества, вселяющей в людей неуверенность в завтрашнем дне, скептическое отношение к школе духовных ценностей, утверждаемых этим обществом, неудовлетворенность существующим порядком, атмосферой семьи, одиночеством… Духовный кризис в обществе, кризис доверия (обществу, родителям, государству) разъедает внутренний мир молодежи [2, с. 76-77].
В феномене «новых религий века» нельзя не видеть и конкретную причину – глубокий кризис мировых религий, серьезную неудовлетворенность большинства людей предлагаемой ими программой социальной и личной жизни, устоявшейся системой духовно-нравственных ценностей. Образно говоря, неокульты есть осколки мировых религий которые рушатся в связи со стремительным и непредсказуемым развитием современной цивилизации.
Интересным также представляется мнение, что появление религиозных объединений нового типа является детищем деятельности спецслужб США, которые использовали систему «промывания мозгов», применяемую в спецтюрьмах и концлагерях гитлеровской Германии и захваченную ими после окончания войны, с тем, чтобы с ее помощью установить новый мировой порядок. Многие исследователи сходятся в одном – в основе «новых религий» лежат наработки спецслужб США и западных стран, неоднократно декларировавших свою готовность «для сокрушения России» прибегнуть к любым способам. Широкое внедрение распространение новых культов, их солидная финансовая и либерально-техническая обеспеченность, организованное миссионерство укрепляет во мнении, что «новые религии» явились одним из средств духовно-идеологической диверсии против СССР [3,с. 52].
С развалом СССР и образованием на его территории самостоятельных государств в начале 90-х гг. они устремились в эти страны. При этом массовый поток неокультов, особенно деструктивного типа, обнаруживает в себе черты организованной экспансии: целенаправленность, размах, систематичность, проникновение «новых идей», доктрин не только в семьи, души людей, но и в правительственные кабинеты, чтобы заручиться их поддержкой, прикрываясь спекуляцией о правах человека. Таким образом, можно констатировать, что «неокультовый бум» организован по всем правилам технологии вторжения в пределы других стран – они распространяются не сами по себе, стихийно, а по единой тактике, из единого центра и в соответствии с единой целью установления единого мирового порядка.
Следует отметить, что массовому распространению неокультов в Украине способствовало, безусловно, и новое либеральное законодательство о религиозных организациях. Оно представило широкую свободу для их деятельности, но не включило в себя правовой механизм защиты от возможных негативных последствий, преграждающий также активное проникновение политизированных миссионеров, проповедников различных религиозных заграничных центров и миссий.
При рассмотрении причин стремительного и значительного роста внеконфессиональных объединений следует выделить одну из общих и главных – глобальный кризис, который переживает человечество в ХХ в. – от угрозы экологической катастрофы до кризиса мировых религий. В конечном счете возникновение неокультов свидетельствует о неприятии этой чужой человеку действительности. Их идеология отражает в мистифицированной форме альтернативный машинно-технической цивилизации путь развития человеческого общества.
В настоящее время в Украине широкому распространению неокультов способствуют вполне конкретные причины и условия – глубокий кризис всех сфер общественно-политической жизни Под прикрытием рыночных, как наиболее эффективных, форм хозяйствования идет активная капитализация общества, которая несет с собой присущие ей социальные негативы – инфляцию, безработицу, рост цен, нищету и преступность, расслоение на богатых и бедных, снижение промышленного и сельскохозяйственного производства, ухудшение условий жизни и труда, снижение образовательного и культурного уровня большинства населения, разрушение системы социальной защиты населения, системы здравоохранения и образования. Осложнение и ухудшение общественных и жизненно важных условий лишили большинство населения стабильной жизни, уверенности в завтрашнем дне.
Новые экономические условия, стихия рынка переходного периода диктует свои дикие правила успеха и выживания новому слою предпринимателей. Одни приобретают капиталы быстро и вопреки законам (воровство, взятки, убийства и т.п. преступные дела), другие наживаются путем обмана легковерных людей, создавая различного рода фонды, центры, общества, в том числе и неокультовые, которые спекулируют на человеческих слабостях, трудностях, интересах, общечеловеческих проблемах жизни и смерти и т.п. В них часто эксплуатируются религиозные идеи и представления, чувства и настроения, которые становятся основой бизнеса… Хорошо организованная реклама неокультов, услужливая пропаганда в СМИ, которым в обществе еще привыкли доверять как правдивому собеседнику и честному советнику, способствовали расширению такого особого религиозного предпринимательства, создающего непосредственные условия для роста разного рода местных и иноземных неокультов.
Пересмотр ранее существовавшей социалистической идеологии и морали, радикальная государственная переориентация на иные общественные идеалы, установки и духовно-нравственные ценности, и не сформировавшаяся еще новая идеологическая концепция развития общества порождают идеологический голод, отсутствие положительных идеалов, оптимальных перспектив развития украинского общества. Основатели и лидеры различных неокультовых объединений предлагают многообразие новых идей и концепций по выходу из глобального кризиса, но выхода не реального, а иррационально-мистического, иллюзорного, с аппеляцией к могущественному – истинному и тайному началу, скрытому в самом человеке и в космосе. В научной «упаковке», с использование терминологии, соответствующей современной эпохе, возрождаются древние идеи бессмертия человека, его души, волновавшие людей во все времена. И, кстати сказать, в те же древние времена положительный ответ на них подвергался сомнению. Для примера можно назвать древнеегипетские памятники «Песнь арфиста» и «Беседы разочарованного со своим духом», написанные около XXII-XXI вв. до н.э. [6, с. 36].
Все неокульты обещают своим сторонникам бессмертие, спасение в приближающемся «конце света» и достижение в этой земной жизни счастья и блаженства, освобождение от страданий. Потерянное поколение молодых людей тянется к «чуду» за помощью и попадает в хорошо организованную «ловушку» неокультов. Но выводы науки в настоящее время пока однозначны – для природы всего живого, человека нет вечной жизни, нет бессмертия, ибо бессмертие означает остановку в движении, развитии, что противоречит законам природы.
Значительный процент студенческой молодежи, увлеченной нетрадиционной религиозностью, можно объяснить и недостатками вузовского образования. Очень важно в студенческие годы, когда происходит формирование гармонично развитой, самостоятельной, критически и свободно мыслящей личности, дать представление о научной картине мира, направить молодого человека на поиск мировоззренческой позиции. И здесь налицо серьезные упущения в гуманитарном просвещении студенчества, в частности – ознакомление с историей, теорией религии и свободомыслия, которые в Украине имеют значительную традицию. Нет спецкурсов и факультетов по неокультам, их истории, сущности, отличию от традиционных религий, что приводит к серьезным проблемам в знаниях.
Современная обстановка в мире – это планетарный экономический кризис, чреватый гибелью человечества. У людей растет страх перед неизбежностью библейских предсказаний «конца света», в подсознании доминирует мысль о тупике в развитии человечества или его гибели. Формируется особое психологическое состояние – потребность успокоения, стабильности, уверенности в собственных силах. Если часть взрослого населения остается верной традиционным религиозным стереотипам и не испытывает стрессового состояния, то молодежь без достаточных знаний и опыта остается наедине с существующими и возникающими мировыми и личными проблемами и ищет их разрешения в предлагаемых неокультами программах. В отличие от традиционно-религиозного переноса разрешения конфликта на «небеса» неокульты декларируют обретение спасения и спокойствия, блаженно-райской жизни на земле, которых можно достичь собственными силами путем обретения высших степеней самосовершенствования и самореализации вплоть до достижения богоидентичности, богоподобия. Но неокульты – псевдорелигиозные явления, хотя они и содержат в себе отдельные элементы, черты религии. В действительности они представляют собой лишь продукты распада, деградации, извращения традиционных религий.
Одна из главных психологических предпосылок обращения в новые культовые организации – очевидное разочарование в современном обществе, которое не может обеспечить большинству людей достойную жизнь. Чувство страха, нервное напряжение и душевное смятение – это главные составляющие психологической готовности обращения в неокульты, которые, как уже говорилось, предлагают разнообразный набор программ «помощи и спасения» в этой жизни.
Некоторые конкретные психологические состояния и особенности человека или отдельных групп также нельзя не учитывать при анализе причин осознанного принятия культовых программ «спасения». Для одних характерно обостренное чувство самосохранения и самореализации, оно, безусловно, ведет человека при существующей широкой рекламе в соответствующие центры и организации. У других складываются напряженные отношения с близкими, друзьями, в семье, в силу чего они постоянно испытывают чувство отчужденности, собственной ненужности, неуютности в жизни и ожидают, что помощь может прийти от незнакомых культовых «добродеев». Интеллектуалов-специалистов эти духовные объединения привлекают возможностью служения высоким идеалам, постижения абсолютно новой истины или особым интересом к изучению восточной философии и религии. Категоричность и максимализм молодежи, не накопившей достаточных знаний и жизненного опыта, лишенной объективности и критической информации в отношении религии и неокультов, обостренный интерес к чудесам и сказочной таинственности, тяга к новому, но желание узнавать его с минимальными для себя интеллектуальными и моральными затратами. способствуют готовности вступать в новые «эзотерические» организации, которые, кстати сказать, в основном ориентированы на молодежь с учетом ее запросов и особенностей.
Психологические мотивы обращения к неокультам многообразны, как многолики сами неокультовые объединения, предлагающие свои различные «услуги». Так, большую, особую группу составляют те, которые декларируют свои абсолютные возможности в духовном и физическом оздоровлении людей и функционируют под вывеской различных оздоровительных и лечебных центров, курсов и т.п., хотя не имеют ничего общего с медициной. В последние годы отмечается увеличение заболеваемости, смертности населения, рост числа алкоголиков и наркоманов, ВИЧ-инфицированных. При этом резко ухудшается медицинское обслуживание: преобладание платного лечения, дороговизна лекарств, нехватка их в больницах, несостоятельность медицины в лечении ряда грозных болезней. Все это вынуждает многих обращаться к экстрасенсам, всякого рода врачевателям, применяющим методы восточной медицины, в различные лечебные центры, под рекламной вывеской которых развернули свою деятельность неокульты («Сайентологическая церковь», «Трансцендентная медитация», «Универсальная энергия», «Рейки», «Детка» и другие). Применяя авантюрные методы (например, Е-метр, созданный Р. Хоббардом), они по существу усугубляют болезни, вредят здоровью. Состав обращающихся неоднороден, но психологическая мотивация одинакова – желание получить исцеление от своих недугов.
Специфичность неокультов не исключает своих особых причин внедрения, при которых каждый может оказаться в этих новых духовных организациях. Главная из них – это агрессивный тоталитарный характер многих неокультов, благодаря чему они без особых на то условий завоевывают страны, куда проникают. Это происходит в силу созданной и отработанной каждым культом своей системы воздействия на людей от момента привлечения до их закрепления в общине. Триединая сущность неокультов – новые идеи, характер вербовки и методы тайного, скрытого, с применением психического насилия, воздействия на сознание, чувства и волю человека – вторая из основных специфических причин распространения деструктивных культов в мире, а не только в Украине. Ни одна из мировых религий и ни одна из христианских конфессий не обладает такой системой обработки человека, какая существует в неокультах, которая не оставляет за ним права выбора.
Миссионеры и проповедники неокультов в своих лекциях и красочной рекламе знакомят ищущих и интересующихся с новыми идеями, абсолютными «истинами», которыми обладают. Они предлагают свою помощь в осуществлении жизненных программ: обретения высшего смысла жизни, абсолютного счастья на земле, спасения и гарантий вечной жизни в будущем, избавления от страданий и зла. Сама система вербовки включает различные способы привлечения в объединения. У каждого неокульта существуют свои приемы, они не одинаковы в конкретных формах, но идентичны по существу и характеру – активны, агрессивны, многообразны и эффективны. У каждого неокульта отработана своя система подхода к человеку: одни стремятся воздействовать на новичка необычным отношением, подчеркнутой внимательностью, уважением, восторженным рассказом о тех благах, которые представляет община; другие широко используют рекламу – листовки, расклеенные по всему городу и в общественном транспорте, экзотические процессии по городу групп молодежи в соответствующей одежде останавливают прохожих, приглашают посетить их собрания, вручают пригласительные открытки; третьи раздают листовки, предлагают купить книги, заполнить анкету с данными о себе, своих близких, трудностях, имуществе и т.п., якобы для выявления необходимой помощи. Общей установкой неокультов является обращение к чувствам, настроению, к миру эмоций, чтобы понравиться, затронуть сокровенное в душе человека. На этой эмоциональной основе легче усыпить бдительность разума, его критическую способность и внушить веру в абсолютную ценность их новых идей и истин. Для заинтересовавшихся проявление интереса является первым и последним шагом в культовую группу, ибо, как следует из статистики зарубежных исследователей деструктивных культов, лишь каждый четвертый может сам или с помощью близких, друзей, специалистов-психиатров затем освободится от духовных оков «новой религии» [7, с.25].
Основную причину успехов неокультов по широкому внедрению и распространению в современном мире следует видеть в тоталитарном характере воздействия, в специфической системе их практики, включающей обман и манипулирование сознанием человека, вторжение в область подсознательного, подавление воли и способности к критическому мышлению благодаря применению методов скрытого психонасилия. Так, вступившим в организацию внушается недопустимость какого-либо сомнения в «божественной, абсолютной истине» идей доктрины, враждебность к инакомыслию. Первое место в процессе приобщения отводится самоотверженному служению Богу, поклонению и подчинению учителю, гуру, наставнику, что должно включать процесс очищения, освобождения от «земной грязи» ради внушения высшей духовности. Неослабный контроль со стороны руководителей, «покровителей», всех членов группы за строгим соблюдением всех культовых требований и безоговорочное подчинение руководству общины завершает полное подчинение и вовлечение неофита в неокульт [4, с.129].
Уместно привести следующий факт, о котором сообщает А. Терехов из культовой практики «Богородичного центра» и его руководителя о. Иоанна (Береславского): «Бывали случаи, когда на крещения приходили смеха ради весьма здоровые, разумные люди, но вдруг какая-то сила влекла их на сцену, апостол 10 минут держал руку у них на голове, рисовал взмахами крест – и «окрещенный» падал без чувств и пропадал в секте, и вытащить его уже не мог даже психиатр», вся организация «братства» обеспечена профессиональной конспирацией [8].
Опасность нетрадиционной религиозности состоит в нанесении непоправимого вреда физическому и психическому здоровью ее последователей и в неактивном ее влиянии на культурное развитие общества, разрушающем духовно-нравственные нормы, общепринятый уклад жизни, менталитет народа.
Итак, успешное проникновение и внедрение в общество неокультовых организаций имеет в своей основе не новую и абсолютную духовность, что служит лишь внешней рекламой, а выработанный десятилетиями огромный опыт специальной обработки сознания масс, колоссальные финансовые средства, несовершенство законов о религиозных культах и как результат – бессилие в противодействии их распространению и негативному влиянию.
Создается впечатление, что определенные политические наднациональные круги в своих геополитических целях и устремлениях по установлению мирового господства и нового порядка на планете используют идеи «новых религий» и их объединения как средство тотального разрушения государств, национальной культуры изнутри, нивелирования народов, их будущего – молодежи. За целенаправленной компанией распространения «религий нового века» нельзя не видеть угрозу как национальной самобытности народа, так и национальной безопасности.
Налицо большая и актуальная социальная проблема, и она ждет современного разрешения в теоретическом, социально-правовом, практически-организационном плане.
1. Гараджа В.И. Социология религии. М.: Наука, 1995. – 427 с.
2. Григулевич И.Р. Пророки «Новой истины». М.: Наука, 1983. – 286 с.
3. Дворкин А.Л. Введение в сектоведение. Н.Новгород, 1998. – 357 с.
4. Дворкин А. Что такое «Богородичный центр»?//Новая Европа. 1993. № 3.
5. Православная церковь, католицизм, протестантизм, современные ереси и секты в России. СПб.: Северная Пальмира, 1994. – 438 с.
6. Смирнов И. Религия завтрашних дней//Свободная мысль. – 1988. № 3 – С. 36-46.
7. Современные секты в России. М.: Текст, 1995. – 311 с.
8. Терехов А. Как убивают душу// Совершенно секретно. 1994, Сентябрь.
Рецензент: доцент кафедри теорії культури і філософії науки І.П. Білецький